Секреты известных брендов

 

Некоторые торговые марки, появившиеся на российском рынке в последнее десятилетие и позиционирующие себя как мировых игроков климатического рынка, на деле являются национальными брендами. Эти кондиционеры поставляются, преимущественно, в Россию и за ее пределами малоизвестны. Причина этого явления будет понятна, если обратиться к истории развития рынка климатической техники.

В середине девяностых в Москве стали появляться первые крупные компании (дистрибьюторы), официально поставляющие кондиционеры ведущих мировых производителей. Многие из этих компаний имели эксклюзивные договора, в соответствии с которыми поставлять в Россию кондиционеры определенной торговой марки могли только они. Такой договор позволял дистрибьютору вкладывать в продвижение чужого бренда собственные средства, не опасаясь, что результатами продвижения воспользуется кто-то другой. Однако со временем ситуация стала меняться. С кем-то производители просто разорвали отношения, кого-то из дистрибьюторов лишили эксклюзивного права продажи, договорившись о сотрудничестве с другими российскими поставщиками. Причины такого развития событий были разные: производителей могли не устраивать темпы роста продаж или они просто не хотели зависеть от единственного партнера. В результате оказалось, что дистрибьюторы, потратившие «лучшие годы», силы и средства на продвижение чужого оборудования, остались ни с чем. И сделали выводы. Они стали создавать и продвигать собственные торговые марки. Однако, помня о недоверии покупателей к технике с российскими корнями, пожелали придать ей «заграничный вид».

Технология для этого использовалась простая. В одной из западных стран регистрировалась торговая марка, после чего на мощностях сторонних производителей, расположенных, как правило, в Китае, размещались заказы на производство кондиционеров под собственным брендом. Для российских покупателей создавался англоязычный сайт по месту его «прописки» и красивая легенда о многолетней истории и вековых традициях этой торговой марки. И вот, новые кондиционеры от «всемирно известного производителя» готовы. У этой схемы существуют незначительные вариации, так некоторые компании не утруждают себя созданием нового бренда, а используют имена известных производителей бытовой техники, ранее не связанных с кондиционерным рынком (например, несколько лет назад в Москве неожиданно появились и также быстро исчезли кондиционеры Akai). Кстати, возможно, эта тактика не лишена смысла, ведь судя по опросам, у некоторых покупателей пользуются популярностью кондиционеры Sony, которых не существует.

По понятным причинам мы не будем приводить примеры национальных торговых марок (заметим, только, что они обычно попадают в третью группу надежности), однако любой пытливый читатель сможет легко отличить их от настоящих глобальных брендов, известных не только в России. Для этого достаточно в Google набрать текст «air conditioner» и название подозрительного бренда (не забудьте перед этим включить в настройках Google поиск на английском языке). Если в ответ вы получите несколько ссылок на слабо относящиеся к теме зарубежные сайты и множество ссылок на русскоязычные страницы, значит перед вами он — «доморощенный» российский бренд.

Необходимо отметить, что кондиционеры, продвигаемые под такими брендами, могут быть не хуже своих более известных собратьев. Ведь надежность кондиционера определяется не страной происхождения, а заводом, на котором он собран, используемым комплектующими, уровнем операционного и выходного контроля. Многие известные японские и европейские компании также размещают заказы в Китае на заводах независимых производителей. Просто покупатель должен понимать, за что он платит деньги, и делать осознанный выбор в пользу того или иного бренда, руководствуясь фактами, а не легендой.